Дмитрий Медведев одобрил создание дорожных фондов и снижение транспортного налога вдвое

Дмитрий Медведев одобрил создание дорожных фондов и снижение транспортного налога вдвое

Дмитрий Медведев одобрил создание дорожных фондов и снижение транспортного налога вдвое

Президент Дмитрий Медведев одобрил решение о создании в России дорожных фондов, сообщил министр финансов Алексей Кудрин. «Вчера мы вместе с главой Минтранса доложили наши предложения президенту, они были одобрены. Принято решение о создании федерального дорожного фонда, который будет аккумулировать средства на создание и строительство дорог», - сказал во вторник глава Минфина.

Объем федерального дорожного фонда, который будет создан в 2011 году, составит 377 млрд рублей, в 2012 году его объем будет 348 млрд рублей, в 2013-м - 408 млрд рублей, передает РИА «Новости».

При этом в 2011 году средства от увеличенных на один рубль топливных акцизов поступят в федеральный бюджет, а в 2012 году, когда акцизы на топливо вырастут еще на рубль, половина собранных средств будет отчисляться напрямую в регионы в зависимости от количества дорог и стоящих на учете автомобилей. За счет этого в 2011 году бюджет получит 82,9 млрд рублей, через год - 174 млрд, а в 2013 году - 279 млрд рублей. В 2011 году 34 млрд из них передадут в регионы, в 2012 году - 174 млрд, в 2013 году - 279 млрд рублей, уточняет «Интерфакс».

Однако рост цен на топливо не повлечет за собой отмену транспортного налога, как предполагалось ранее. Базовую ставку налога планируется снизить вдвое, а также предоставить регионам право отменить налог для автомобилей мощностью менее 150 л. с. - такая мера останется на усмотрение региональных властей.

«На федеральном уровне мы понизим базовую ставку в два раза, и от нее субъекты РФ смогут определять ставку более гибко - в зависимости от категории автомобиля, от его мощности, а также от налогоплательщика, то есть будут учитываться интересы льготников», - сказал Кудрин.

Политологи прогнозируют, что региональные власти упразднят налог для маломощных машин. «Здесь очень серьезные социальные последствия, - рассуждает заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. - Основной протест идет от владельцев небольших маломощных авто, а это люди небогатые, и для них транспортный налог является серьезной обузой. Власти пойдут навстречу этим избирателям для поддержания социальной стабильности перед парламентскими и президентскими выборами».

Для грузовиков транспортный налог пока останется без изменений. По словам министра транспорта Игоря Левитина, в будущем помимо топливных акцизов дорожные фонды будут формироваться за счет сборов с авто массой более 12 тонн и иностранных грузоперевозчиков, передает ИТАР-ТАСС. «Однако пока мы не можем это сделать, поскольку дорожную сеть необходимо оборудовать техническими устройствами. Таким образом, пока транспортный налог будет сохранен», - подытожил министр.

Эксперты-дорожники указывают, что российские дороги необходимо приводить в соответствие международным нормам. Для этого потребуются значительные капиталовложения. «Надо привести нагрузки на наши дороги в соответствие с международными нормами, потому что по нашим дорогам едут грузовики не нашего производства. Если ставить такую задачу, то таких денег (которые планируется собрать в дорожный фонд - «Газета. Ru») не хватит», - сказал «Газете. Ru» президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов.

Минтранс считает, что при помощи дорожного фонда к 2015 году будут отремонтированы 85% федеральных дорог.

По словам министра Игоря Левитина, к 2015 году до нормативного состояния будет доведено 45 тысяч км дорог из 54 тысяч км - или 85%. Также планируется построить 10 тысяч км дорог в регионах и 4 тысячи км федеральных трасс. «Мы приняли решение с 2011 года к населенным пунктам численностью 125 человек и выше все сельские дороги сделать с твердым покрытием», - цитирует ИТАР-ТАСС главу Минтранса. На это, по его словам, уйдет 44,5 млрд рублей.

Сейчас нормативным требованиям соответствуют лишь 38% автомобильных дорог федерального значения, а из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций, говорится в проекте «Транспортной стратегии РФ до 2030 года». До настоящего времени 39 тысяч населенных пунктов с общей численностью населения до 15 млн жителей и вовсе не имеют связи с транспортной сетью страны по автомобильным дорогам с твердым покрытием.

Опрошенные «Газетой. Ru» эксперты не верят в то, что фонды помогут наладить ситуацию в дорожной инфраструктуре - слишком велика коррупционная составляющая.

«Здесь проблема не с финансированием, а в контроле над средствами, которые идут на дорожное строительство», - отмечает ведущий аналитик Центра политической конъюнктуры Павел Салин.

В бюджете на текущий год на строительство дорог заложено 274 млрд рублей, при этом до 50% этой суммы уходит на откаты, говорят в Госдуме. Глава Счетной палаты Сергей Степашин также признался, что дороги в России стоят в три раза дороже, чем в США, и в семь раз дороже, чем в Китае, в том числе по причине крупных откатов.

«С учетом коррупционной составляющей руководить фондом очень выгодно, уже началась борьба между людьми, кто его возглавит, и это подтверждает, что кусок очень жирный и очень велика теневая составляющая - за прозрачные деньги бороться так не стали бы», - считает Салин. «Сфера дорожного строительства весьма коррумпирована, потому что иначе как административными причинами стоимость ремонта и строительства дорожного полотна в России объяснить невозможно», - соглашается директор Центра антикоррупционных исследований Transparency International Елена Панфилова.

Аналогичный дорожный фонд был упразднен в 2000 году, потому что «средства фонда неправильно использовались, и его руководителей обвинили в коррупции», - сообщили ранее в Минтрансе.

В фонд поступали средства от налогов на топливо, смазочные материалы, а также транспортный налог. Деньги должны были использоваться на ремонт и содержание федеральных автодорог, а также на строительство новых трасс и закупку техники.

Чтобы новый фонд не погряз в коррупции, эксперты предлагают властям уменьшить присутствие государства в процессе строительства, повысить естественную конкуренцию («Чтобы не только «свои» там были») и сделать фонды максимально прозрачными. «Однако те чиновники, которые зарабатывают на этой сфере, не готовы отказаться от этого - они воспринимают эти доходы как зарплату и будут биться и бороться за сохранение существующих норм», - заключает Елена Панфилова.

Советуем к прочтению:

Honda CR-Z разошлась в Японии хорошим тиражом, создав очередь в три месяца длиной

Разрешенные промилле искусственно задерживают

Toyota планирует продавать батареи для гибридов конкурентам

Авторынок Перми. Экспресс-обзор цен на машины за май 2014 года