Минпромторг заявляет о выгоде от новых пошлин. Проверим?

Минпромторг заявляет о выгоде от новых пошлин. Проверим?

Минпромторг заявляет о выгоде от новых пошлин. Проверим?

Итак, 12 октября действие новых пошлин на иномарки было продлено еще на 9 месяцев. Произошло это с одобрения Правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике, которая еще 19 августа вынесла свой вердикт: «Члены Комиссии признали обоснованным предложение о продлении на временной основе (9 месяцев) действующего режима ввоза в отношении отдельных видов моторных транспортных средств» (Интерфакс). Изюминка «одобрения» скрыта в цифрах, с помощью которых Минпромторг рапортует о выгоде новых пошлин для бюджета. Что же там насчитали «государевы люди»?

Цитируем ИА Финмаркет, подразделение группы Интерфакс: «Новые пошлины, подсчитали в Минпромторге, принесли бюджету РФ в первом полугодии 2,6 млрд руб. Вместе с тем объем перечисленных в казну пошлин от импорта подержанных легковых авто за шесть месяцев оказался в 20 раз меньше, чем годом ранее - 378 млн руб. Объем импорта подержанных автомобилей упал более чем в 17 раз - до 10,8 тыс. штук. При этом падение перечислений пошлин, собираемых при импорте новых автомобилей, составило 52% - до 42,7 млрд рублей. В целом за первое полугодие от импорта легковушек было перечислено пошлин на 43 млрд руб. (96,2 млрд руб. за тот же период 2008 года), но если бы пошлины не были повышены, было бы всего 40,4 млрд руб.»

Красивое начало (новые пошлины принесли 2,6 млрд руб) и красивый финал (но если бы не пошлины, не видать этих сумм), а посередине мгла. Где-то тут лежал наш калькулятор с супер-яркими светодиодами. Попробуем посветить.

На основе цифр Минпромторга получается, что за первые 6 месяцев 2008 года, когда было хорошо и сыто, импорт подержанных автомобилей принес в бюджет 7,2 млрд рублей, а владельцы новых автомобилей безвозмездно отказали государству 89 млрд руб.

А в 2009 году? С одной стороны: из-за кризиса рынок новых иномарок сжался на 50%, а рынок подержанных импортируемых иномарок упал, по разным оценкам, в 10-20 раз (на 90-95%). С другой стороны: пошлины с новых иномарок уменьшились на 52%, а с б/у на 95% (в 20 раз). То есть процентное падение собираемости пошлин согласуется с процентным сокращением рынков автомобилей.

И вот Минпромторг посчитал, что при этих объемах старые пошлины составили бы на 2,6 млрд рублей меньше, чем новые. Ура-ура? Не совсем. Очень удобный выбран способ подсчета: даже если на новых условиях продалась одна машина, всегда можно сказать, что получена выгода (!), ведь раньше-то за ту же машину заплатили бы меньше. Но думаем логически: ведь если бы пошлины не повышали, то и машин бы купили больше! Допустим, что повышения не было и импорт и б/у, и новых иномарок снизился (из-за кризиса) на 50%. Тогда пошлины бы составили 3,6 млрд руб. с б/у и 44,5 млрд с новых. Итого получаем 48,1 млрд руб. вместо полученных в реальности 43 млрд. Государство при старых пошлинах заработало бы за полгода на 5 млрд больше. К тому же при этом а) не остались бы без работы люди, занятые в этом бизнесе; б) многие не лишились бы возможности купить хороший автомобиль за приемлемые деньги; в) не было бы акций протеста и избиений людей ОМОНом.

Вот такая арифметика.

Осталось ответить еще на один вопрос: если рынок провалился в два раза, если импорт подержанных автомобилей сжался в точку, кто же платит пошлины, спасая бюджет; с кого государство получает, улыбается и машет?

А все приведенные выше цифры показывают, что фактически выплату компенсации за кризис полностью возложили на плечи покупателей новых иномарок. Автолюбители, приобретающие новые автомобили из числа ввезенных в РФ в 2009 году, несут основное бремя увеличившихся таможенных сборов.

В итоге, новые пошлины реально уменьшили поступления в бюджет, создали социальную напряженность, и этот неэффективный шаг правительства (признают и Премьер, и Министр промышленности) оплачивают покупатели новых автомобилей. И тем не менее действие пошлин продлено, а любое проявление недовольства пытаются приписать не обычным гражданам-покупателям новых и б/у автомобилей, а серым дилерам, оппозиционерам и зарубежным провокаторам.

Между тем активисты готовятся к акции протеста, объявленной Федерацией автовладельцев России (ФАР) на 24 октября. В рамках акции уже 47 000 человек подписались под обращением к президенту Д. Медведеву.

Советуем к прочтению:

Audi SQ5 3.0 TFSI

Honda отзывает в Японии 168,5 тысяч микрокаров That's

Renault выпустит ограниченную серию турбо-универсалов Megane Estate GT 220

Японские автомобили стали самыми надежными машинами рынка США